Topic outline
- General
- Устройство автомобиля
Устройство автомобиля
Назначение, устройство кривошипно шатунного механизма (КШМ)
КШМ – для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. В состав КШМ входят две группы деталей 1. Неподвижные и Подвижные К неподвижным деталям относятся: Блок цилиндров, головка цилиндра, картер, гильзы цилиндра К подвижным: Поршень, компрессионные и маслосъемные кольца, поршневой палец, шатун, коленчатый вал, маховик Блок цилиндров – это массивный литой корпус, снаружи и внутри которого монтируются все механизмы и системы. Б. Ц. – отливаются из серого чугуна СЧ ( двигателя ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ и ВАЗ) или из алюминиевого сплава (ЗМЗ ) Гильзы – двух типов: Мокрые и сухие Мокрые – омываются с наружной стороны охлаждающей
9
жидкостью,преимущество: лучший отвод тепла, что повышает работоспособность и срок службы деталей ЦПГ 5.1.Поршневая группа и шатуны Поршень – воспринимает давление газов и передает его через шатун на коленчатый вал. Поршень состоит из трех основных частей: Днище, уплотняющая часть, юбка Поршневые кольца – основная функция уплотнение камеры сгорания и обеспечение герметичности соединения деталей поршень – цилиндр – канавки, а также для отвода тепла от поршней. Два типа: 1. Компрессионные (предотвращают прорыв газов в картер ДВС) 2. Маслосъемные (снимают излишки масла со стенок гильзы и отводят в картер),кольцо состоит: 1. Из двух стальных кольцевых дисков 2. Из двух расширителей: осевого и радиального Поршневой палец – служит для соединения поршня с верхней головкой шатуна. Изготавливают из легированных или углеродистых сталей с последующей цементацией или закалкой (ТВЧ) По способу соединения с шатуном и поршнем пальцы делятся: 1. Плавающие (вращаются во втулки шатуна и в бобышках поршня) 2. Закрепленные (вращаются во втулке шатуна головке) Шатун – служит для соединения поршня с кривошипом. Он движется возвратно-поступательно вдоль оси цилиндра и качается относительно оси поршневого пальца. Шатун штампуют из легированной или углеродистой стали. 5.2.коленчатый вал, маховик Коленчатый вал: воспринимает силу давления газов на поршень и силы инерции возвратно-поступательного движущихся и вращательных масс КШМ. Изготавливают штамповкой из легированных сталей или отливают из высокопрочных магниевых чугунов. Коленчатый вал состоит из: коренных и шатунных шеек, противовесов 1.Шатунных шейки 2.Коренные шейки 3.Кривошип Рис.4 Схема коленчатого вала Шатунные шейки со щеками образуют кривошип.
10
Противовесы - служат для разгрузки коренных подшипников от центробежных сил.
Маховик служит для обеспечения вывода поршней из М. Т., более равномерного вращения коленчатого вала, для облегчения пуска, снижению кратковременных нагрузок при трогание автомобиля с места и передачи крутящего момента агрегатам трансмиссии.
Назначение, устройство газораспределительного механизма (ГРМ)
ГРМ - обеспечивает своевременный впуск горючей смеси в цилиндр и удаление из него продуктов сгорания. На поршневых 4х тактных ДВС впуск горючей смеси и выпуск отработавших газов осуществляется клапанами, которые могут иметь верхнее и нижнее расположение. 1.Верхнеклапанный механизм и нижние расположение распределительного вала.
2.Верхнее расположение клапана и верхнего распределительного вала: ВАЗ-2106
3.Верхнее расположение клапана с верхним непосредственным распределительного вала. ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-2110 (12, 15) 6.1.Детали клапанного механизма
1. Клапаны (впускные, выпускные), состоит: из стержня и плоской головки. Для плотного прилегания головок клапанов к седлам рабочей поверхности делают коническими под углом 45°, 30°. Для лучшего отвода тепла от выпускного клапана введено натриевое охлаждение 2/3 металлическим натрием. Для предотвращения обгорания и снятия нагара с головки применяют в V-образных ДВС (ЗИЛ) механизм принудительного вращения выпускных клапанов. Чтобы обеспечить плотное прилипание головки клапана к седлу необходим определенный тепловой зазор между стержнем клапана и носком коромысла. ВАЗ (классика) впускной и выпускной зазор равен 0,15 мм 6.2.Передаточные детали ГРМ
1. Толкатели - для передачи усилия от распределительного вала через шатун к коромыслам. Изготавливают из стали или чугуна.
2.Штанги - для передачи усилия от толкателей к коромыслам. Изготавливается из: а) стального прутка с закаленными концами, ЗИЛ - 130 б) дюралюминиевого стержня (ЗМЗ - 53-11, ЗМЗ - 24-04) в) стальной трубки в дизелях (ЯМЗ, КамАЗ)
3. Коромысло - для передачи усилия от штанги к клапану. Представляет собой неравноплечий рычаг. Изготавливается из стали и чугуна. А в 1,5 раза меньше В 6.3.
Привод и распределительный вал
1.Виды привода ГРМ:
1. Шестеренчатый(косозубый для снижения шума) МАЗ, ЗИЛ, КамАЗ,
2. Ременная (зубчатый шкив) ВАЗ - 2110, ВАЗ - 2112
3. Цепная (двухрядная втулачно-роликовая цепь) ВАЗ 2106 ,ЗМЗ-406.10 2.
Распределительный вала изготавливают из стали или специального чугуна и подвергают технической обработке и состоит: Опорных шеек, количество которых равно количеству коренных подшипников коленчатого вала. Кулачков одинакового профиля, располагаются под углом 4х цилиндров 900 в 6 цил. - 60°, в 8 цил. - 45° Эксцентрика топливного насоса Шестерня привода вала масляного насоса и распределителя зажигания. диаграммами
Предназначена для поддержания нормального температурного режима работы двигателя и для отопления солона, кабины. Принцип действия: В зависимости от теплового состояния ДВС циркуляция жидкости в системе происходит по большому и малому кругу. Малый круг. При пуске и работе непрогретого ДВС, когда температура охлаждающей жидкости ниже 72°С. В этом случае жидкость не поступает в радиатор, т. к. клапан термостата закрыт. Проходит охлаждающая жидкость через перепускной канал, омывая термостат, снова поступает к насосу и в рубашку охлаждения, обеспечивая тем самым быстрый прогрев ДВС. Большой круг, при нормальном тепловом режиме работы двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу: при этом клапан термостата открыт, и жидкость через патрубок поступает в верхний бачок радиатора, откуда проходя через радиатор (по трубкам сердцевины радиатора) поступает в нижний бачок. Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости при входе в водяную рубашку должна быть в пределах 75 - 80°С, а при выходе из нее 85-95°С. Для повышения температуры кипения воды применяют закрытую систему, которая может сообщатся с атмосферой при помощи пароотводной трубки только через паро-воздушный клапан, находящийся в пробке радиатора или в пробке расширительного бачка. Температуру охлаждающей жидкости контролируют при помощи дистанционных магнитоэлектрических термометров
7.2.Основные механизмы и узлы системы охлаждения 1.Жидкостной насос - для создания принудительной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения: Расположен в передней части ДВС и приводится в действие различными передачами, клиноременной цепной, зубчатой и. т. д.). 2.Вентилятор - для повышения скорости потока воздуха, проходящего через радиатор. Имеют 4, 5 и 6 полостей. Изготавливается из стали или пластмассы.. 3.Термостат предназначен для ускоренного прогрева холодного двигателя и автоматического поддержания его теплового режима в заданных пределах. Конструктивно он представляет собой клапан. Виды термостатов -С твердым наполнителем (ЗИЛ-4314, КамАЗ-5511) и жидким. Термостат с твердым наполнителем расположен между патрубком верхнего бачка радиатора и корпусом выпускного трубопровода, Баллончик термостата заполнен активной массой смесь церезина (нефтяного воска) и медного порошка. При температуре охлаждающей жидкости 70 ± 2°С, активная масса плавится и расширяется перемещает мембрану - шток - рычаг - клапан; полное открытие произойдет при температуре 83±2°С. Жидкостной термостат. В корпусе находится гофрированный цилиндр из тонкой латуни с легкоиспаряющейся жидкостью (смесь - 70% этилового спирта и 30% воды 4.Радиатор - для передачи тепла от охлаждающей жидкости потоку воздуха, и является теплообменным узлом.
Смазочная система
Служит для уменьшения износа трущихся поверхностей и механических потерь на трении, а также для отвода тепла, предохраняя от коррозии и отвода мелких частиц износа.
Приборы и механизмы системы смазки двигателя.
1.Масляный насос - служит для нагнетания масла в магистральные каналы и подачи его под давлением к трущимся деталям. Масляные насосы классифицируются: -По числу секций, насосы бывают: Односекционные и двухсекционные -По виду зацепления зубчатых колес: с внешним и с внутренним.
2.Масляный радиатор – тоже, что и водяной, трубчато-пластинчатый установлен перед радиатором охлаждения. Охлаждается потоком воздуха как поддон автомобиля, так и радиатор. Поддержание постоянной температуры за счет теплообменника с охлаждающей жидкостью из нижнего бачка радиатора. Тепловой режим масла 65-85° С
3.Масленые фильтры существуют следующих видов: -Тонкой очистки, грубой очистки, полнопоточный –( пропускает все масло системы), не полнопоточный – (часть масла)
Принцип работы системы смазки
Масло, находящееся в картере ДВС засасывается насосом и через нагнетательную секцию (верхнею) поступает к фильтру центробежной очистки масла
При вращении ротора под действием центробежной силы происходит очистка масла, которое поступает в маслораспределительную камеру. Из этой камеры масло поступает в левый и правый магистральные каналы, находящиеся в блоке по обе стороны толкателей и смазывают их. От левого канала масло поступает к шатунным и коренным подшипникам коленчатого вала. К подшипнику задней шейки масло поступает из маслораспределительной камеры. Средние подшипники распределительного вала смазываются от коренных подшипников. В передней шейки распределительного вала имеется канал, через который масло подается на фланец и стекает на зубчатое колесо газораспределения.В средней шейке распределительного вала под углом 40 градусов имеются два отверстия, через которые масло подается в каналы головки блока от туда поступает внутрь полых осей коромысел и по втулкам коромысел далее к шаровому сочленю регулировочного болта и гайки
Нижняя головка шатуна имеет радиальное отверстие. При совпадении с каналом шатунной шейке масло выбрызгивается на зеркало цилиндра, от туда оно через отверстие в канавке маслосъемного кольца отводится внутрь поршня для смазывания поршневого пальца. КШМ компрессора смазывается разбрызгиванием масла от правого канала магистрали и отводится обратно в катер.
Вентиляция картера
Служит для очистки картера ДВС от картерных газов образующихся в следствии прорыва продуктов сгорания через не плотности поршневых колец и их смешивании с парами масла. Удаление картерных газов позволяет поддерживать в поддоне картера атмосферное давление что предотвращает испарение масла. Имеются следующие виды вентиляции картера: 1. Открытая - естественная КамАЗ, МАЗ, ГАЗ. 2. Закрытая - принудительная ЗИЛ, ВАЗ, АЗЛК. -Открытая - естественная осуществляется через сапун лабиринтного типа, расположенный в гнезде картера маховика. Принцип действия основан на разнице давлений в картере двигателя и у газоотводной трубки сапуна. В результате этого газы проходят через лабиринт сапуна, где они резко меняют свое направление, из-за чего происходит выбивание из них масла и возврат его в картер ДВС. -Закрытая - принудительная, осуществляется за счет устройства, обеспечивающего отсос (рециркуляцию) картерных газов во впускной коллектор, а затем после их смешивания с горючей смесью поступают в цилиндр двигателя.
Системой питания называется совокупность приборов и устройств, обеспечивающих подачу топлива и воздуха к цилиндрам двигателя и отвод от цилиндров отработавших газов
Система питания карбюраторного двигателя
Система питания инжекторного двигателя
Система питания дизельного двигателя
Датчики ДВС
Приборы топливоподачи, очистки топлива и воздуха 1.Топливный бак. Устанавливают 1 или несколько. Он состоит из двух штампованных половин, сваренных между собой. Внутри бака имеются перегородки, которые повышают его жесткость и уменьшают гидравлические удары при резких перемещениях топлива. Уровень топлива определяется при помощи указателя, установленного на щитке приборов 2.Топливные фильтры -Топливный фильтр грубой очистки - устанавливают у топливного бака. Его фильтрующий элемент состоит из тонких пластин с отверстиями и штампованными выступами, где задерживаются частицы размером более 0,05 мм. В металлическом стакане из топлива отстаивается вода и механические примеси. -Топливный фильтр тонкой очистки - грузовых автомобилей имеет стеклянный стакан отстойник и керамический фильтрующий элемент. У легковых автомобилей фильтрующий элемент - из латунной сетки, установленной на алюминиевом или капроновом патроне. 3.Топливный насос. Служит для подачи топлива из бака в поплавковую камеру карбюратора. Приводится в действие:
18
-у ЗИЛ- 4314 - от эксцентрика распределительного вала через штангу. -у ГАЗ-3307 - непосредственно от эксцентрика 4.Воздухоочиститель. Служит для очистки воздуха от пыли, состоит из корпуса и воздушного фильтра. Существует два вида: -Инерционно масляный и сухим фильтрующим элементом
Система зажигания служит для обеспечения надежного воспламенения рабочей смеси в камерах сгорания цилиндров двигателя в нужный момент и изменения момента зажигания (угла опережения) в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя.
На автомобильных карбюраторных двигателях применяют:
• контактную (батарейную) систему зажигания;
• контактно-транзисторную систему зажигания;
• бесконтактную систему зажигания.
Контактная система зажигания (рис.48) состоит из:
• аккумуляторной батареи;
• генератора;
• катушки зажигания;
• прерывателя-распределителя;
• искровых свечей зажигания;
• выключателя зажигания;
• проводов высокого и низкого напряжения.
Система зажигания инжекторного двигателя
Трансмиссия это ряд взаимодействующих между собой агрегатов и механизмов передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. При передачи крутящего момента, как по величине, так и по направлению, одновременно распределяясь между ведущими колесами автомобиля.
Трансмиссия бывает: Механическая, гидравлическая, электрическая.
Общая схема трансмиссии определяется компоновкой автомобиля, числом и расположением ведущих мостов, видом трансмиссии.
К узлам и агрегатам трансмиссии в общем случае относятся:
• сцепление;
• коробка передач;
• главная передача;
• дифференциал;
• приводные валы — полуоси.
Для легковых автомобилей по расположению силового агрегата и ведущего моста характерны три компоновочные
схемы:
1. Классическая схема. Силовой агрегат расположен впереди, ведущий мост — задний, его привод осуществляется
через карданные валы и главную передачу с дифференциалом.
2. Переднеприводная схема. Двигатель, сцепление, коробка передач, главная передача и дифференциал расположены впереди, поперечно или продольно осевой линии автомобиля, ведущий мост — передний.
3. Схема с задним расположением двигателя. Двигатель, сцепление, коробка передач, главная передача и дифференциал расположены сзади, продольно или поперечно относительно осевой линии автомобиля, ведущий мост — задний.
Компоновочные схемы грузовых автомобилей характеризуются расположением двигателя и кабины:
1. Капотная компоновка. Двигатель расположен над передним мостом, кабина — за двигателем.
2. Короткокапотная компоновка. Двигатель — над передним мостом, кабина частично надвинута на двигатель.
3. Кабина над двигателем. Двигатель — над передним мостом, кабина — над двигателем.
4. Передняя кабина. Двигатель — сзади переднего моста, кабина максимально сдвинута вперед.
Автомобили с механической трансмиссией имеют классическую схему компоновки. Двигатель, сцепление, коробка передач расположены спереди. Крутящий момент передается карданной передачей на задний ведущий мост.
Сцепление служит для передачи крутящего момента от двигателя, кратковременного отсоединения двигателя от коробки передач и плавного их соединения при переключении передач и трогании автомобиля с места. Сцепление состоит из механизма и привода его выключения. Наибольшее распространение получило однодисковое сцепление фрикционного типа. Основными деталями механизма сцепления являются ведомый диск, закрепленный на ведущем колесе коробки передач, нажимной (ведущий) диск с пружинами, который жестко прикреплен к маховику коленчатого вала двигателя.
Принцип работы механизма сцепления основан на использовании сил трения соединяющихся поверхностей. Диски сжимаются пружинами ведущего (нажимного) диска, и в результате возникновения между ними силы трения крутящий момент передается от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам.
Коробка переключения передач
Коробка передач служит для изменения в широком диапазоне крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса автомобиля при трогании с места, движении на подъем, разгоне и движении автомобиля задним ходом. А также она предназначена для длительного разъединения двигателя и трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении автомобиля на холостом ходу по инерции. На большинстве легковых и грузовых автомобилей устанавливают механические ступенчатые коробки передач с зубчатыми шестернями.Двухвалъные коробки передач с числом передач 4...5 применяют для переднеприводных автомобилей малого класса и заднеприводных — с задним расположением двигателя. Высшая передача чаще повышающая. Как правило, большинство передач синхронизировано. Трехвалъные коробки передач используют для легковых автомобилей, выполненных по классической схеме, грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности и автобусов.
Главная передача, дифференциал и полуоси
Главная передача: Предназначена для передачи и изменению крутящего момента от карданной передачи через дифференциал к полуосям расположенных прямым углом к продольной оси автомобиля. В зависимости от числа шестерен главной передачи они разделяются: 1.Одинарные конические - состоящие из одной пары шестерен со спиральным зубом. (одинарная коническая простая передача и одинарная гипоидная передача 2. Двойные - состоящие из пары конических и пары цилиндрических шестерен. Устанавливаются на автомобилях большей грузоподъемности для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и повышения передаваемого крутящего момента. Двойные передачи делятся на: -центральные и разнесенные.
Дифференциал предназначен для передачи крутящего момента от главной передачи к полуосям и позволяет им вращаться с разной скоростью при повороте автомобиля и на неровностях дороги. 18.1.Классификация дифференциалов I. По распределению крутящего момента между полуосями: а) симметричного (поровну) - нашли наибольшее применение б) несимметричного (не поровну) II. По виду зубчатого зацепления: -конические и планетарные III. По виду применения: -межколесный и межосевой IV. По виду блокировки. -без блокировки (ЗИЛ-4314), с принудительной блокировкой, самоблокирующий дифференциал (ГАЗ-3308)
Рама автомобиля
Является несущей системой автомобиля, она воспринимает все нагрузки, возникающие при движении автомобиля и служит основанием, на котором монтируют: двигатель, агрегаты трансмиссии, механизмы органов управления, дополнительного и специального оборудования, а также кабину, кузов или цистерну. Все легковые автомобили, как правило, не имеют раму, а ее функцию выполняет несущий кузов. Грузовые автомобили имеют раму. В зависимости от конструкции рамы могут быть: 1. Лонжеронные 2.Центральные
Передний управляемый мост автомобиля
Обеспечивает поворот автомобиля при помощи поворотных цапф, шарнирно соединенных с балкой моста, а также воспринимает нагрузки (вертикальные) от силы тяжести автомобиля, продольных и поперечных усилий от колес, а также моменты возникающие при торможение и повороте.
Подвеска автомобиля
Предназначена для: Смягчения ударов и толчков, воспринимаемых колесами от неровностей дороги. Гашения колебаний рамы или кузова. Снижение динамических нагрузок на несущею систем. Она включает в себя три основных устройства: а) Упругое устройство б) Гасящее устройство в) Направляющее устройство Упругое устройство связывает раму с передним и задним мостами или с колесами и поглощает дары, возникающие во время автомобиля (листовые рессоры, пружины, пневмобаллоны и скручивающиеся упругий элемент - торсион). Гасящее устройство служит для быстрого гашения вертикально-угловых колебаний рамы или кузова (телескопический амортизатор двухстороннего действия), гасят колебания, как при сжатии, так при растяжении упругого элемента. Направляющее устройство обеспечивает вертикальное перемещение колес, а так же передачу толкающих и тормозных усилий от колес к раме или кузову (рычаги, стойки, балка моста). По типу направляющего устройства подвески делят: 1. Зависимые (рессорные и балансирные) 2. Независимые (пружинные)
Колеса и шины
Обеспечивают возможность движения автомобиля, а также смягчают толчки, возникающие при движении по неровностям дороги. Автомобильное колесо состоит: Диска, Обода, Шины.
Автомобильные шины Шины вместе с подвеской смягчают толчки, воспринимаемые колесами от неровностей дороги, поглощая энергию удара, это достигается упругостью сжатого воздуха, находящегося во внутренней полости шины. Нагрузка воспринимается в основном воздухом 90 - 95% и частично упругими стенками шины. Автомобильные шины классифицируются: 1.По назначению: (Грузовые и легковые) 2.По способу герметизации: -Камерные, -бескамерные (л/а!) внутренняя полость покрыта герметизирующим слоем 2-3 мм. 3.По типу конструкции каркаса: Радиальные, диагональные 4.По виду профиля: Обычного профиля, широкопрофильная , низкопрофильная, сверхнизкопрофильная (арочные) 4.По рисунку протектора: Дорожный рисунок (Д),универсальный (У), повышенной проходимости (ПП), зимний рисунок (3),карьерный рисунок (К)
- Слесарное дело и технические измерения
Слесарное дело и технические измерения
Технические измерения
Основным объектом измерения в метрологии являются физические величины (ФВ). ФВ применяются для описания материальных систем и объектов (явлений, процессов и т.п.), изучаемых в любых науках (физике, химии и др.)
Совокупность ФВ, образованная в соответствии с принятыми принципами (когда одни величины принимаются за независимые, а другие являются их функциями), называется системой физических величин.
В Российской Федерации применяются в настоящее время единицы величин Международной системы единиц, обозначаемой сокращенно SI (начальные буквы французского наименования «Systeme International d' Unites»). На территории нашей страны SI действует с 1 января 1982 г. в соответствии с ГОСТ 8.417 «ГСИ. Единицы физических величин». В качестве основных единиц приняты:
- метр,
- килограмм,
- секунда,
- ампер,
- кельвин,
- моль и кандела.
Цель измерения — получение значения этой величины вформе, наиболее удобной для пользования. С помощью измерительного прибора сравнивают размер величины, информация о котором преобразуется в перемещение указателя, с единицей, хранимой шкалой этого прибора.
Измерения могут быть классифицированы :
1) по числу измерений в ряду измерений — однократные, многократные (при четырех измерениях и более) ;
2) характеру изменения получаемой информации — статические (измерение неизменной во времени физической величины, например измерение длины детали при нормальной температуре или измерение размеров земельного участка), динамические (измерение изменяющейся по размеру физической величины, например измерение переменного напряжения электрического тока, измерение расстояния до уровня земли со снижающегося самолета), статистические (измерения величины, значение которой может рассматриваться непостоянным в течение времени ] измерения, например шумовые сигналы);
3) способу получения результатов измерений — абсолютные (измерение, основанное на прямых измерениях величин и (или) использовании значений физических констант, например измерение силы F основано на измерении основной величины массы m и использовании физическом постоянной — ускорения свободного падения g и относительные (измерение отношения величины к одноименной величине, выполняющей роль единицы);
4) способу получения информации (по виду) — прямые (измерение, при котором искомое значение физической величины получают непосредственно от СИ, например измерение массы на весах, длины детали микрометром), косвенные ( измерение, при котором искомое значение величины определяют на основании результатов прямых измерений других физических величин, функционально связанных с искомой величиной, например определение твердости (НВ) металлов путем вдавливания стального шарика определенного диаметра (D) с определенной нагрузкой (Р) и получения при этом определенной глубины отпечатка (h : НВ = P/(πD х h));
5) способу комбинирования измеряемых величин — совокупные (искомое значение определяют решением системы уравнений по результатам измерений нескольких однородных величин (например, значение массы отдельных гирь набора определяют по известному значению массы одной из гирь и результатам измерений массы различных сочетаний гирь)), совместные (проводимые одновременно измерения двух или нескольких неоднородных величин для определения зависимости между ними (например, коэффициент загрузки склада определяется путем измерения массы товаров и занимаемой ими полезной складской площади));
5) по характеристике точности — равноточные (ряд измерений какой-либо величины, выполненных одинаковыми по точности СИ и в одних и тех же условиях), неравноточные (ряд измерений, выполненных несколько различными по Точности СИ и (или) в несколько разных условиях).
- Topic 3
- Topic 4