Винокурова Светлана Андреевна, учитель химии КОГОАУ СШ г.Лузы: Статья "Цифровые технологии в практике работы учителя химии"


Все большую популярность в современном образовании, особенно в период пандемии, приобретают цифровые технологии. Но в школьной программе по химии значительная роль всё же отведена химическому эксперименту, в процессе выполнения которого учащиеся обучаются умению наблюдать, анализировать, делать выводы, обращаться с оборудованием и реактивами. Именно химический эксперимент является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения.  Приходится сочетать практическую часть с техническими средствами обучения для  более эффективного овладения школьниками знаниями, умениями и навыками.

В кабинете химии КОГОАУ СШ г.Лузы, опорной школы Лузского района Кировской области, имеются все необходимые технические средства для внедрения и эффективного использования цифровых технологий: высокоскоростной интернет, мобильный компьютерный класс, проектор с интерактивной доской, система интерактивного голосования для проведения тестирования, документ-камера, медиатека по всему курсу химии, цифровая лаборатория. Также постоянно пополняется и лаборатория кабинета химии необходимым оборудованием и реактивами.

Интерактивная доска – удобный и востребованный инструмент, однако большинство педагогов используют ее неэффективно. Учитель видит в доске в первую очередь обычный экран проектора. Начиная с 2013 года все уроки химии, занятия курсов по выбору, кружков мною постепенно перенесены в программу Smart Notebook. Имеется «скелет» для каждого занятия, в том числе и для практических работ, то есть план урока со всеми необходимыми схемами, рисунками, таблицами, видеофрагментами, цифровыми модулями, тестами, и каждый такой «электронный конспект» ежегодно редактируется, обновляется и совершенствуется. Во время выполнения практической работы удобно выделять на рисунках различным цветом окрашенные вещества, иногда включать интересные видеоопыты, запрещенные для проведения в школе по технике безопасности.

Документ-камера объединила в себе возможности сканера, видеокамеры, микроскопа и компьютера. Она позволяет учителю отображать на экран широкий спектр материалов - книги, конспекты, карточки, тетрадь ученика, химический опыт, который трудно рассмотреть с последних парт.

Активно используется интерактивная система голосования, которая предоставляют широкие возможности по проведению опросов, тестов. Много времени уходит на подготовку самого занятия с использованием системы голосования, опрос нужно создать и занести в программу, но экономится время на уроке, легко отслеживаются результаты работы, их можно загрузить в электронный классный журнал, и учитель всегда может внести коррективы. Так, на «пультах для голосования» мы отрабатываем запоминание химической посуды, окраски веществ, способов разделения смесей и т.п.

В период распространения новой коронавирусной инфекции пришлось искать более эффективные платформы для работы с целым классом сразу. Zoom — удобный и простой в использовании сервис онлайн-встреч и конференций. Особенно удобной оказалась функция «демонстрация экрана», когда учитель проводит привычный урок, пишет на интерактивной доске, используя свои привычные «электронные конспекты», демонстрирует химические эксперименты, используя документ-камеру, а школьник видит и слышит учителя. Видеозапись урока размещается на сайте школы в специальном разделе.

Именно дистанционное обучение побудило искать более удобные технические средства для проведения дистанционных уроков. Хорошим помощником учителю стал графический планшет. Принцип работы интуитивно понятен: рисуем (пишем) стилусом на чувствительной платформе любой символ, формулу, схему, уравнение реакции, и сё это тут же отображается на мониторе или экране ноутбука в специальной программе (я и здесь использую Smart Notebook). Любую ранее подготовленную заготовку для урока, «скелет», наполненный всем необходимым для каждого занятия, остаётся лишь открыть в программе, и можно проводить урок дистанционно. Кроме того, стилус можно использовать в качестве компьютерной мыши, что также очень удобно.

Широкие возможности даёт учителю применение различных облачных сервисов, которые подразумевают удаленное использование средств обработки и хранения данных. Для организации сетевого взаимодействия активно использую в первую очередь Документы Google. Старшеклассники в электронном журнале получают приглашение для совместной работы над документами с предоставлением им прав на редактирование, добавление комментариев или просто просмотр. Так, на уроках химии и при работе над индивидуальными проектами создаются совместные текстовые документы, презентации, буклеты, опросники. Облегчают труд учителя и электронные таблицы, которые хранятся на Google диске, это и протоколы проведения олимпиад, таблицы отслеживания подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, свод успеваемости по классу, обработка результатов пробных тестирований.

Информационно-образовательные технологии конечно же не заменят учителей. Дети помнят тех учителей, которые вдохновляли и воспитывали их, а не те информационные технологии, которые приходят и уходят. Следует помнить, что каждый средство нужно применять там, где оно наиболее эффективно выполняет образовательную, воспитывающую и развивающую функции. Любое средство может и должно выполнять все три функции и выполняет их, если применено правильно, выбрано адекватно содержанию и возрастным особенностям учащихся и используется не изолированно, а в сочетании с другими.

 

Список литературы:

1.        Пивоварова Т.С. Облачные технологии для дистанционного и медиаобразования: учебно-методическое пособие. / Т.С.Пивоварова, М.В. Кузьмина, Н.И. Чупраков; ИРО Кировской области. – Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2013. – 72 с.

2.        Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина – М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.


Последнее изменение: Пятница, 14 Октябрь 2022, 07:32